Что такое садово-парковая скульптура, ее разновидности и варианты применения

Садовая скульптура – правила размещения в саду

Время чтения: 15 минут Нет времени читать?

Вы можете украсить сад любой скульптурой, какая вам нравится. Классической и современной, реалистичной и абстрактной, религиозной, национальной, фамильной, личной. Главное – гармонично вписать ее в природное окружение и так преподнести, чтобы она доставляла удовольствие не только сама по себе, но и усиливала общее впечатление от растительной композиции и сада. Рассказываем, как правильно выбрать и расположить скульптуру на участке.

Традиция украшать сады и парки скульптурами пришла к нам из Древнего Рима

Cледите за нами:

Стилевое разнообразие садово-парковой скульптуры

Классические статуи

К этой категории относятся статуи античных божеств, женские фигуры, ангелочки. В первую очередь они подходят для регулярного стиля ландшафтного дизайна, но и в пейзажных садах смотрятся вполне уместно.

Классические статуи располагают в парадной зоне, в укромных тенистых уголках сада, рядом с фонтаном и водоемом. Парными фигурами украшают центральный вход, подножие лестницы. Увитые розами арки и шпалеры подходят для обрамления статуй детей и ангелочков.

Если на участке есть галерея (узкий крытый или увитый растениями проход между частями сада), уместно расположить каменное изваяние в проеме за перголой так, чтобы внимание гуляющих по дорожке людей фокусировалось на нем.

Статуи в человеческий рост из мрамора или другого природного камня подходят для больших садов. Если сад небольшой, лучше выбрать фигуру поменьше.

Белая статуя, расположенная в тенистом уголке сада, визуально делает его светлее

Солнечные часы

Солнечные часы представляют собой колонну с укрепленным на ней гномоном – простейшим прибором, позволяющим определять время по отбрасываемой от солнца тени. Их устанавливают на открытом месте, обычно в центре участка. Конечно, никто сегодня не использует солнечные часы по назначению, но как садовый аксессуар они смотрятся оригинально.

Садовые солнечные часы на постаменте

Классические вазы

Еще один вид садовой скульптуры – классические вазоны для растений в виде чаши на ножке или кубка. Их изготавливают из камня, бетона, бронзы, чугуна, оставляя натуральный цвет или окрашивая в природные тона – серый, бронзово-зеленый, серо-голубой.

Классические вазы устанавливают у входной двери, у подножия и вдоль лестницы, по периметру террасы, патио, на перекрестке садовых дорожек, на столбах ограждения и подпорных стенках.

Классические вазы добавляют дизайну сада изящности

Фигурки животных

Для украшения газонов, клумб, водоемов широко используют мелкую пластику – фигурки птиц, животных, персонажей народного эпоса. И если большие скульптуры служат фокусными точками и зрительно увеличивают сад, миниатюрные, наоборот, помогают расставить акценты и приближают его. Глаз скользит от одной фигурки к другой, выхватывая наиболее интересные части растительной композиции.

Выбирая такие скульптуры, не гонитесь за количеством. Сады, переполненные гномами, лягушками и кроликами, смотрятся безвкусно. Фигурки животных располагайте с учетом их природных особенностей – бабочки в цветнике, овца на газоне, утки у водоема. Откажитесь от излишне реалистичных изображений – стилизация почти всегда выглядит намного интереснее.

Подобная скульптурная группа обязательно вызовет улыбку у ваших гостей

Абстрактные композиции

Абстрактные скульптуры выполняют ту же задачу, что и классические, но изображают не конкретный предмет, а концептуальное представление о нем, идею. Они состоят из геометрических фигур, линий, объемов и могут представлять художественную ценность сами по себе. В этом случае растения подбирают так, чтобы они усиливали впечатление от произведения искусства, не перетягивая внимание на себя.

Абстракция – прерогатива современных садов, но некоторые арт-объекты используют и в других стилях ландшафтного дизайна, например в пейзажном.

Такой арт-объект подойдет и для современного, и для пейзажного сада

Скульптура как способ стилизации ландшафтного дизайна

Садовую скульптуру с ярко выраженным национальным или этническим колоритом применяют для стилизации ландшафтного дизайна.

Сад в японском стиле трудно представить без пагод, тсукубаи, мостиков, статуй Будды. Но особенно популярные и узнаваемые элементы этого направления – каменные фонари. Они могут быть пьедестальные, высотой от 1,5 м, и маленькие потайные, круглой, квадратной формы, с крышей. Их устанавливают вдоль дорожек, в цветниках, рядом с тсукубаи, подвешивают на деревья, а в вечернее время используют для декоративного освещения ландшафта.

Средиземноморскую стилистику подчеркнут обломки колонн, фрагменты старых скульптурных украшений, вазоны в виде амфор.

Голландские сады можно узнать по деревянным тележкам, оформленным цветами, маленьким стилизованным мельницам, водонапорным колонкам из чугуна.

Неотъемлемые атрибуты скандинавского стиля – эльфы, гномы и прочие сказочные жители леса.

Каменный фонарь и тсукубаи придают японскому уголку аутентичные черты

Шары, камни, необычные коряги

Интересной формы монолит, необычная коряга, каменный шар тоже могут исполнять роль скульптуры и украшать сад. Поскольку эти предметы сами являются частью природы, особенно гармонично они смотрятся в пейзажных ландшафтах.

Крупные камни и валуны можно использовать по-разному – тщательно вписывать в природное окружение, создавая впечатление, что они лежали здесь всегда, или, наоборот, делать их фокусной точкой композиции, дополняя 1–2 растениями.

Эффектно выглядят в саду и каменные шары. Их правильная форма работает на контрасте с естественностью растительного ландшафта и сразу притягивает взгляд.

Каменные шары в роли садовой скульптуры

Деревянная скульптура

Скульптуры, вырезанные из цельного куска древесины, сплетенные из веток, собранные из сучков, обычно используют в садах природного и деревенского стиля. Но это не аксиома. Все зависит от характера композиции. Ведь это может быть и соломенный бычок, привязанный к плетню, и изваяние древнеславянского божества, уместное в лесном уголке сада, и арт-объект, способный стать центром современной композиции.

Деревянные скульптуры лошадей в саду

Кованые изделия

К этому виду садового декора относят кованые фигурки птиц, животных, людей, фантастических растений. Благодаря искусной ковке такие изделия выглядят изящно и гармонично вписываются в окружающий ландшафт. Часто их используют как подставку для вазонов с цветами.

Кованый велосипед – один из узнаваемых элементов сада в стиле прованс

7 правил по расположению скульптуры в саду

Если решили украсить участок скульптурой, предлагаем несколько простых правил, которые помогут вам лучше справиться с этой задачей.

  1. При выборе скульптурного изображения соблюдайте пропорции. Помните, что чем больше статуя, тем с большего расстояния ее нужно рассматривать. У вас это расстояние есть? Тогда покупайте. Слишком маленькие фигурки тоже приобретать не стоит, они потеряются в большом саду и не будут выполнять своей декоративной роли. Во всем нужны баланс и чувство меры.
  2. Размер скульптуры влияет на зрительное восприятие сада. Для создания фокусных точек подойдут большие изваяния, для акцентов – небольшие фигуры.
  3. Располагайте садовые аксессуары таким образом, чтобы из каждой видовой точки просматривалось только одно украшение. Это позволит вам объединить композиции разной стилистической направленности. Например, сделать в пейзажном саду японский уголок.
  4. Скульптура должна подчеркивать выигрышные уголки участка, притягивать к ним взгляд, но не затмевать собой все вокруг. Простая форма часто производит лучшее впечатление, чем что-то вычурное.
  5. Отдавайте предпочтение материалам, соответствующим стилю. Лучше вообще отказаться от классической статуи, чем ставить подделку из гипса.
  6. Прежде чем устанавливать скульптурное изображение, продумайте, насколько оно уместно именно в этой части сада. Если есть сомнения, лучше поискать другое место.
  7. Выбирая, что посадить рядом со скульптурой, решите, какого эффекта вы хотите достичь. Растения могут дополнить фигуру, служить фоном, контрастировать с ней. Также продумайте, как будет выглядеть композиция на протяжении всех сезонов.

И последний совет. Не увлекайтесь чем-то модным, что ставят все. Выберите скульптуру, созвучную вашему мировосприятию и доставляющую удовольствие именно вам.

Cадово-парковые скульптуры

Уже давно дача для наших сограждан перестала быть тем местом, где размещены только грядки и плодово-ягодные насаждения. Сегодня каждый стремиться украсить свой сад, сделать его оригинальным, непохожим на другие. Для этого подбираются разнообразные, часто необычные и диковинные, растения, устраиваются клумбы и цветники, колонны с ампельным озеленением. Но, кроме того, изюминкой вашего сада могут стать и садово-парковые фигуры, которыми сейчас изобилуют полки магазинов (на фото).

Садовая скульптура «Ящерица на камне»

История парковых скульптур

Украшение садов с помощью садово-парковых фигур или скульптур восходит своими корнями в древность. Еще во времена античности, когда сады и парки были местом сбора горожан, там проходили занятия Академии, люди начали украшать сады с помощью скульптур.

Это были фигуры античных богов и героев. Дальнейшее развитие садово-парковой скульптуры произошло в эпоху Римской империи. Римские легионеры из своих военных походов приносили богатую добычу, львиную долю которой составляли статуи и скульптуры.

Однако на всех желающих не хватало награбленных статуй, поэтому в Древнем Риме люди начали воспроизводить копии греческих статуй. Именно эти копии и сохранились до наших дней.

Во времена эпохи Возрождения центром развития садово-парковой скульптуры становится Италия, работы мастеров расходятся по всему миру.

Сад эпохи барокко характерен обильным использованием различных скульптур – вы сможете убедиться в этом, посмотрев на фото одной из вилл того периода (на фото).

А в эпоху классицизма на первое место выходит простота и естественность – дорожки прокладывали уже не соблюдая строгих геометрических линий, а статуи вытесняются деревьями и кустарниками.

В Россию моду на садово-парковые скульптуры ввел Петр Первый, украсив статуями дорожки Летнего сада в Петербурге. С той поры начинается эпоха торжественного шествия скульптур по садам России.

Богатые и знатные люди широко использовали произведения искусства для украшения не только своих садов и парков, но также выступали спонсорами для украшения городских парков.

Линдерхоф – это один из лучших образцов садово-паркового искусства

Так было вплоть до советского времени, когда на первое место выступили практичность и идейность. Так, парковыми скульптурами стали памятники деятелям революции, а если говорить об украшении садов простых людей, то это огородное пугало.

Сейчас возвращается мода на украшение садов и парков скульптурами и парковыми фигурками. Как это сделать, поговорим далее.

Читайте также:  Украшение участка и альтернатива деревянному забору – живая изгородь с фото примерами

Выбираем садово-парковые фигуры

Украсить свой сад с помощью парковых фигур совсем несложно. Важно знать несколько простых правил.

Размер участка

Прежде всего, при выборе парковых фигур обратите внимание на размер вашего сада.

Согласитесь, что большой фонтан или триумфальная арка нелепо и громоздко будет смотреться в саду на приусадебном участке размером 6 соток.

Зато, если вы владелец поместья с огромным садом, то такие скульптуры не только отлично впишутся в его дизайн, но могут стать одним из его центральных элементов. Например, фонтан можно разместить в центре большого парка, где сходятся дорожки вашего классического сада.

Если же у вас есть маленький садик, и вы хотите его украсить, то тогда маленькие гномики, фигурки животных и птиц, которые вы можете найти в магазинах либо же смастерить самостоятельно – это именно то, что нужно.

Они небольшие, яркие и милые, помогут подчеркнуть красоту того или иного уголка в саду или будут приятным сюрпризом для ваших гостей.

Стиль сада

Второе, на что следует обратить внимание – это стиль вашего сада. В саду в классическом стиле фигурки гномиков могут выглядеть неуместно, зато в саду в неформальном или деревенском стиле они будут смотреться просто отлично.

Итак, вы решили, что именно хотите увидеть в своем саду.

Здесь соблюдайте главное правило любого дизайна – не переусердствуйте, чтобы парковые фигурки не были самоцелью.

Их основная задача – подчеркнуть, обыграть лужайку или кустик. Их не должно быть слишком много.

Если вы решили использовать фигурки животных и птиц, помните, что лучше будет поместить их в естественную среду обитания. Так, если у вас в саду есть маленький водоем, то очень красиво будет, если его берега вы оформите крупными округлыми камнями, а на его берегу поселите уток или лебедей, или голубей во дворе, как на фото.

Садовая скульптура «Ежик в домике»

  1. Или же на крупном листе посадите лягушку, которая будет удивленно таращить глаза на ваших гостей.
  2. На дереве в гнезде можете поселить аиста, который, по поверьям, приносит семейное счастье тому дому, во дворе которого свил себе гнездо.
  3. В траве может притаиться ежик, который спешил домой, да вдруг услышал ваши шаги, под кустиком спрятался зайчик. А в глубине сада можно поместить фигурки диких животных – лисичку, оленя.
  4. Сказочные персонажи помогут вам создать волшебный уголок для ваших детей.

Отдельная тема – гномики. Эти коротышки-старички с длинной седой бородой и в красном колпаке пришли к нам из немецкого фольклора, а садовые фигурки гномов появились на Западе в ХІХ веке. Гном, как мы знаем из сказок, домосед, он очень привязан к родному дому. Поэтому считается, что гномы – покровители семейного очага, они символизируют домашний уют и покой.

Несмотря на все многообразие фигурок, не стоит приобретать много гномов.

Лучше выберите одного «своего», и разместите его либо около входа в дом, возле калитки, или на детской площадке. Лучше, если гномик будет выглядывать из-за куста или пенька, тогда получится естественная садовая композиция.

Также это может быть фигурка, несущая не только декоративную, но и практическую функцию – это гномики с фонариками, которые в вечернее время будут освещать ваш сад своими сказочными огоньками (на фото).

Мастерим своими руками

Если же вы творческий человек и в своем саду хотите чего-нибудь эдакого, оригинального, чего нет ни у кого, то можете попробовать смастерить садово-парковые фигурки своими руками. Далее, предлагаем вам несколько идей.

Садово-парковые фигуры из подручного материала. Это могут быть пластиковые бутылки, автомобильные покрышки.

Уверены, что вы легко сможете сделать разные украшения для своего сада. Потребуется только пластиковые бутылки различного размера, краска и… немного фантазии. И вот – жужжат веселые пчелы, на грядке притаился поросенок, а возле пруда сидит волшебная царевна-лягушка. Есть много интересных идей, более подробно вы можете узнать из других тематических статей на нашем сайте.

Еще один популярный материал – автомобильные покрышки. Посмотрите видеобзор садовых скульптур из покрышек.

Наверняка вам захотелось сделать нечто подобное. Тогда попробуйте изготовить, например, кашпо-лебедя – это одна из самых популярных парковых фигур. Если же у вас в саду имеются экзотические деревья, тогда можно поселить здесь яркого попугая или придумать что-то еще, статьи на эту тему вы найдете на нашем сайте. Однако если вы мастер на все руки, то стоит попробовать создать парковые фигуры, которые ничем не будут отличаться от магазинных, зато их дизайн будет уникальным и неповторимым. Существует несколько материалов, из которых это можно сделать.

Фигурки из монтажной пены

Делать их сравнительно легко.

Для начала вам необходимо продумать эскиз будущей фигуры, затем собрать каркас из подручных материалов, далее, все это запенить и, естественно, разукрасить. Предлагаем вашему вниманию мастер-класс, посмотрев который, надеемся, вы поймете технологию производства и сможете создавать такую красоту своими руками.

Фигурки из дерева

Фигурки из дерева также довольно популярны. Можно найти и красиво оформить замысловатую корягу, украсить пенек, создать в нем цветочную композицию. А можно, если вы виртуозно обращаетесь с резцом, создать фигурки человечков или же «вырастить» грибы на полянке, или сделать такую скамейку, как на фото. Сейчас проводятся даже целые фестивали деревянных садово-парковых скульптур. Милые и забавные зверюшки, добрые гномы, утонченные фонтаны – все это поможет сделать ваш сад неповторимым, а минуты, проведенные в нем теплыми летними вечерами, вы будете вспоминать целый год, сохраняя в душе тепло и очарование вашего лета.

Мастер-класс по изготовлению фигурки водяного пригодится вам для украшения небольшого водоема.

Садово-парковая скульптура

Садово-парковая скульптура – разновидность пластики, предназначенный для отделки садов и парков. Может иметь как декоративный, пропагандиський, обучающий, так и мемориальный характер. Имеет давнюю и устойчивую традицию в искусстве Западной Европы.

История

Древняя Греция

Cкульптор Скопас. Голова Афродиты.

Жизнь в древнегреческих городах-полисах не было легким. Необходимость выживания в враждебной среде обусловила подозрительность, доносы, разочарование в действиях властей и войск, если те не давали быстрых побед. Частные сады сначала в полисах были очень редкими, ибо частное лицо, индивидуум, еще не мог отделиться от коллектива, от общества полиса-города.Известные сады в Афинах, Лицей и Академия, сформировавшиеся на этапе кризиса полисового жизни.

Именно поиски выхода из кризиса стимулировали древнегреческую философию.

Именно сады Академии выбрали для встреч и обучения философы, а название «академия» распространилась по миру.

Именно от греков идет традиция украшать сад скульптурами.

Эллинизм

«Умирающий Лаокоон с сыновьями от змея, наслала Афина»

Эпохой эллинизма стали называть века после завоевания Александром Македонским государств Малой и Передней Азии и Северного Египта и распространен древнегреческой культуры на Восток.

Наиболее мощные очаги эллинизма возникли в Северном Египте и в Передней Азии. Именно здесь возникли свои школы скульптуры, ставшие достоянием культуры всего региона. Если мастера города Александрия считались с культурой Древнего Египта и сделали компромиссные формы, то скульпторы Пергам опирались больше на греческие традиции и развили их дальше. В скульптуру пришло движение, а лица персонажей отразили большую гамму человеческих чувств – величие на лице Богов, страдания Лаокоона и его сыновей, полет и восторг этим полет на всей фигуре богини Победы – Ники Самофракийской. Скульптура эллинизма потеряла равнодушно-успокаивающий характер и обратилась к переживаниям и чувств частного лица, рожденный индивидууму.

Распространение в сутки эллинизма получила и садово-парковая скульптура, имевшая более спокойный, развлекательный, декоративный характер (Старый рыбак, Амур на гусе, Отдых Сатира, терракотовые статуэтки с Танагры).

Древний Рим

Частные сады Древнего Рима невозможно представить без ручьев и садово – парковой скультуры. Воинственный Рим постоянно грабил захваченные страны. Наиболее ограбленным были Греция и греческие города-колонии в Средиземноморье. В Рим десятилетиями вывозили мраморные и бронзовые скульптуры, вазы, капители колонн, сами колонны, рельефы и даже каменные глыбы старых и разрушенных храмов, дворцов, сооружений.

В Риме быстро возникла практика копирования древнегреческих скульптур, потому награбленных образцов не хватало на всех желающих. Благодаря этому (за чрезвычайной распространенности копий) уничтожены оригиналы греческих скульпторов дошли до нашего времени в даньоримських копиях.Их и сейчас изучают, зарисовывают и копируют студенты художественных академий разных стран.

Древнегреческий скульптор Пракситель.Отдых Фавна. Римская копия, музей Капитолине.

Художник Г. Семирадский, Пруд со скульптурой «Отдых Фавна».]]

Италия эпохи Возрождения

В Италии эпохи Возрождения развитие скульптуры опередил на некоторое время развитие других разновидностей искусства. Скульптура стала доминировать на площадях и в первых образцах загородных вилл, в уютных садах, в отделке фонтанов. Фонтаны со скульптурами приобрели такую популярность, что итальянские образцы были заимствованы в сады Англии, Франции, Чехии ( Прага, фонтан в саду Королевского летнего дворца). Поэтический фонтан с небольшой скульптурой стал героем драматических спектаклей в театре, а образцы фонтанов Италии покупали и вывозили в знатные поместья даже в 19 – 20 веках (итальянский фонтан с рельефом амуров, сад иВоронцовский дворец (Алупка) в Крыму, усадьбы в Англии, поместья в США и др.). Касалось это и фонтанных скульптур Джованни да Болонья (или Джамболонья) суток маньеризма.

Сады барокко

Ян Брокоф. Фонтан Тритон. 1685

Вилла Альдобрадини. Скульптор Жак Сарацин, 1621 Полифем с флейтой Пана

Сад барокко (регулярные сады) почти невозможно представить без садово-парковых скульптур. Еще в начале возникновения подобных садов их насыщали архитектурой и статуями. Декоративный характер имели и вазы, и скульптуры. Почти все скульпторы барокко отдали дань садово-парковой скульптуре – Куазевокс, Жирардон, Пюже, Матьяш Бернард Браун, Ян Брокоф.

Лоренцо Бернини начинал карьеру садовым мастером. Пройдет время и его скульптурами украшать только дворцы. А одна из скульптур мастерской Бернини даже пересечет границы Италии и украсит Летний сад в Петербурге (Амур и Психея, мастерскаяБернини ).

Читайте также:  Как очистить бассейн от зелени – различные способы

Поскольку сразу сады барокко начали служить властям, изменился и их характер. Теперь сады служат репрезентативным целям, становятся частью дворцового быта, всасывают этикет, моды, создают среду для праздников. Постепенно скульптура подчиняется особым программам. Так, в парке Версаля прямо или завуалировано прославлялась лицо короля Луи 14-го (конный монумент Курций, фонтан со скульптурами “Алоллон на колеснице”).

Пропаганду войны со Швецией носил выбор скульптур для Летнего сада царя Петра Первого. Отсюда скульптуры Беллоны – римской богини войны, скульптура «Слава воинов», аллегорична группа «Ништатський мир» 1722 итальянца Пьетро Баратта.

Когда победа над армией Швеции стала предсказуемой, барочные скульптуры Летнего сада служили просвещению, привлечению царского окружения к ценностям прогрессивной западноевропейской образования и культуры (скульптуры «Мир», «Справедливость», «Архитектура», «Морская навигация»). Удивление вызывает скульптура с надписью на книге «Милосердие лучше закон», ибо известно, что Петр Первый к этому лозунги не прислушался.

Скульптура «Амур иПсихея » мастерская Лоренцо Бернини XVII века. Летний сад, Петербург.

Поляны Летний сад с мраморными статуями мастеров Италии 18 века.

Свою программу имел и набор скульптур в барочном замке Кукса, Чехия. Владелец замка, граф Шпорк заказал скульптуры мастеру Бернарду Брауну на библейские темы «семь смертных грехов» и «семь христианских добродетелей». Поэтому в замке и встали скульптуры-олицетворение добродетелей Щедрость, Мудрость, Справедливость, Надежда, Вера в Бога, а среди грехов – Гнев, Гордость, Отчаяние, Скупость, Зависть, леность, Обжорство.

Итальянские мастера садово-парковой скульптуры

Ск. Джованни Бонацци, Ночь-скульптура из цикла «Течение времени», 1717 г. Летний сад.

Одним из центров изготовления садово-парковой сульптуры в Европе 17 века стала Венеция. Возникновение барочных садов пидвищило спросе в Италии, и за ее границами. Если небогатые владельцы усадеб вдоль реки Брента покупали мало, то австрийские, польские, российские вельможи покупали целые партии.

Особую группу заказов составили заказы из Петербурга. Стремительный рост новой столицы портребувало барочных дворцов и барочных садов. В Италию отправили особых агентов, покупали образцы искусств, а также садово-парковую скульптуру. Этим занимались Юрий Кологривов и Савва Рагузинський, последний заказал сразу 20 скульптур. Когда необходимых статуй не было, их заказывали мастерам.Заказы получили скульпторы из Венеции и даже Южных Нидерландов, как тогда называли Бельгию – Пьетро Баратта, Джованни Бонацци, Томас Квеллинус подобное.

Самым талантливым среди мастеров садово-парковой скульптуры Венеции был Пьетро Баратта, чьи скульптуры до сих пор украшаютПетергоф, Царское Село (музей-заповедник) и Летний сад в Петербурге.

Сады классицизма

Давно известно, что периоды в искусстве не совпадают точно с календарем, с изменением веков. Например, в Российской империиклассицизм чиновники силомиць ввели с 1760-х годов, а поддерживали до середины 19 века.

Сады классицизма имели пейзажный характер. Поэтому насыщенность скульптурой была маленькой, а ее характер значительно отличался от программ барочных скульптур. Возродили моду на дваньогрецьких и римских богов, муз, персонажей мифов, амуров в комбинации с колоннами, обелисками, балюстрадами.

Обелиск в честь основания Павловска в пейзажном парке

Садовые скульптуры: чем украсить сад?

В далекие времена именно скульптура сделала оливковую рощу садом. Позже появилась абстрактная авторская скульптура. Не вписываясь в интерьеры, она нашла свое место в саду.

На фото:

Функции скульптуры

О чрезмерном увлечении садовой скульптурой. Знайте меру. Не спешите покупать все подряд. Предметы декора могут быть хороши сами по себе, но в нечто гораздо более существенное они превращаются лишь будучи объединенными общей идеей.

О чрезмерном увлечении садовой скульптурой. Знайте меру. Не спешите покупать все подряд. Предметы декора могут быть хороши сами по себе, но в нечто гораздо более существенное они превращаются лишь будучи объединенными общей идеей.

1 Садовая скульптура задает стилистику сада. Установите в один и тот же нейтральный миксбордер один из предложенных элементов — поилку для птиц, пагоду и старичка-боровичка — и получите три совершенно разных сада.

2 Садовая скульптура структурирует сад, если расположить ее в фокусных точках, задает ритм, заставляя взгляд задерживаться именно там, где надо. С помощью садово-парковой скульптуры легко бесформенную массу растений превратить в осмысленную композицию.

3 Скульптура создает настроение. Например, игривые керамические лягушки с забавными рожицами не только украсят ваш пруд, но и заставят вас улыбнуться.

На фото:

Садовая скульптура задает настроение.

Материал

Может быть любой. Единственное требование – материал должен быть влагоустойчивый. Классика — мрамор: приятная гладкость поверхности, тонкая пластика, едва уловимая прозрачность. Гранит более хрупкий, изделия из него, как правило, более массивные, но текстура и цвет — волшебные. Известняки, травертин и другие мягкие камни необыкновенно хороши в состаренном виде. Керамика и, в частности, шамот прекрасны для мелкой пластики. Металл хорош во всех проявлениях: бронза, как с патиной, так и отшлифованная, листовая медь, сияющая на солнце нержавейка, черный металл с покраской и, для знатоков и ценителей — c ржавчиной.

Виды скульптуры

Существует четыре условных категории: фигуры и статуи, арт-скульптура, различные скульптурные дополнения и мелкая пластика.

Классические статуи, фигуры и скульптурные группы. Материал — мрамор, камень, бронза, а также имитация всех возможных материалов. Согласно традиции садовую скульптуру устанавливают либо на открытых местах, подчеркивая структуру прямых дорожек, либо в буйной зелени, за поворотом изогнутой дорожки.

На фото:

Примеры абстрактной авторской скульптуры в саду.

Вазоны — один из самых распространенных садовых аксессуаров. Материал может быть различный, но лучше всего выглядит керамика (при покупке обратите внимание на ее морозостойкость). Можно встретить ландшафтные вазоны из шамота, терракоты, бетона и пластика. В редких случаях — из дерева или металла. Для наружной отделки вазона используется натуральный камень, смальта, бамбук. Чем ярче выражена фактура поверхности контейнера, тем органичнее он вписывается в ландшафт.

На фото: модель PRPD3 / PRUS12 от фабрики Provence.

Абстрактная и арт-скульптура. Подобные предметы искусства наиболее адекватно вписываются в структуру современного сада. Их отличают интересные формы и необычные материалы, яркие идеи и несколько ироничное отношение авторов к своим творениям.

Мелкая пластика. Многочисленные стада овец, кур, кузнечиков, цапель и породистых псов. Достойные образцы выполнены, в основном, из бронзы. Важно, чтобы не было слепого копирования — просто курица оставит вас равнодушным, а вот объевшаяся клуша, которую клонит в сон, заставит рассмеяться.

Скульптурные дополнения. Это могут быть солнечные часы, поилки для птиц, большие вазоны, шары и стоящие особняком аксессуары для японского сада. Все предметы выполняются, как правило, в виде стилизаций либо альтернативного дизайна.

На фото:

Садовая скульптура должна вписываться в ваш сад по стилю.

Что такое садово-парковая скульптура, ее разновидности и варианты применения

Войти

Скульптура садов и парков. Направления скульптуры.

В зависимости от предназначения выделяют несколько направлений скульптуры.
Монументальная и монументально-декоративная скульптура адресуется к массам зрителей, поэтому размещается на главных площадках, аллеях или эспланадах парка, создавая благоприятные условия для единства организации пространства. Ее отличают крупные размеры, рассчитанные на восприятие с больших расстояний, приподнятость образного строя, величавость форм активный силуэт и обобщенная трактовка объемов.

К монументальной и монументально-декоративной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции: статуи, бюсты, рельефы или иные монументы, часто мемориальные ансамбли в память выдающихся людей и событий. Как правило, они выполняются из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливаются на естественных возвышениях или искусственно созданных постаментах.

Монументально-декоративная скульптура вообще тесно связана с архитектурой, являясь иногда опорой архитектурной конструкции (атланты или кариатиды) или украшением фасадов и интерьеров зданий и сооружений (триумфальных арок, колонн, обелисков, мемориальных плит), а также мостов, фонтанов и др. объектов.
К характеристике этого направления скульптуры мы вернемся позже, при изучении архитектурных построек в садах и парках.

Декоративная скульптура, иногда называемая садово-парковой (парковой) скульптурой, обычно имеет сравнительно небольшие размеры, свободную трактовку пластических форм, «камерный характер» и рассчитана на небольшие пространства, соответствующие пропорциям сооружений, ширине аллей и партеров, высоте деревьев и кустарников. Большинство произведений ландшафтной скульптуры соразмерно человеку. При этом скульптурные композиции, установленные на перекрестках аллей в регулярных парках, имеют более крупные размеры, поскольку они просматриваются с нескольких аллей.
При создании декоративной скульптуры часто используются долговечные твердые материалы с высокими декоративными свойствами (бронза, чугун, мрамор, известняк, песчаник, гранит).

В зависимости от цвета материала и фактуры поверхности декоративной скульптуры выбирается место для ее установки, главное внимание при этом уделяется созданию зрительного цветового контраста скульптуры и фона, что позволяет подчеркнуть художественные достоинства скульптуры.
На фоне зелени темнохвойных пород хорошо воспринимается скульптура светлых тонов, поэтому неслучайно в парках и садах распространены белый или серо-белый мрамор или известняк.

слева – Амур и Психея. Школа Бернини, Италия конца XVII века. Белый мрамор. Летний сад, СПб, Россия
справа – Свидание. Дворик за оперным театром. Серо-белый мрамор. сад Пале-Рояль, Париж, Франция

Для скульптур темной окраски поверхности (чугун, бронза, гранит) хорошим фоном служат деревья или кустарники со светло-зеленой, серебристой или золотистой листвой.

слева – львы на страже, арх. Бренна. Чугун. Павловский парк, окрестности СПб, РФ
справа – Утро, скульптор И. Козловский. Гранит. Губернаторский сад, Ярославль, Россия

Нередко темную/темноцветную скульптуру устанавливают на фоне неба или светлой воды.

Далеко не вся скульптура садов и парков обладает высокими художественными достоинствами, но удачно размещенная, она производит незабываемое впечатление.

В регулярном парке скульптуры размещают либо на перекрестках, либо вдоль аллей, что придает аллеям своеобразную парадность, подчеркивает ритм стволов деревьев, способствует раскрытию уходящей в глубину перспективы.

слева – скульптурная аллея, Летний сад, Спб, Россия
справа – древесная экседра с 12 статуями месяцев в зеленых нишах, вилла Скьярра, Рим, Италия

Часто в зеленых стенах регулярных парков из стриженых деревьев и кустарников создают ниши или зеленые кабинеты, где размещают скульптуры.

Читайте также:  Насколько целесообразно использование на даче плитки для дорожек

слева – аллегория одного из месяцев виллы Скьярра, Рим
справа – нимфа Летнего сада, скульптор Т. Квеллинус, Фландрия, в 1690 годы – установлена в СПб, Россия

В парках со сложным рельефом многочисленные лестницы оформленные скульптурой создают видовой ряд позволяющий снять эмоциональную и даже отчасти физическую нагрузку.

слева – статуи на лестнице у фонтана Шахматная горка, Петродворец, СПб, Россия
справа – дракон, парк Гуэль, Барселона, Испания

В парках с пейзажной планировкой, имеющих плавно-произвольный рисунок аллей, живописных полян и чередования зеленых массивов и лужаек, декоративную скульптуру нередко размещают на некотором удалении от аллей, на полянах с целью подчеркнуть направление осмотра и усилить ощущение масштабности пространства.

Вообще в пейзажных парках при размещении скульптуры выбирают место, где скульптура гармонично связана с окружением: пластикой рельефа, очертаниями водоемов, полян, наличием естественного камня или у изогнутой дорожки, подводящей к беседке.

Иногда парки становятся местом «именных» скульптурных коллекций. Например, в пригороде Стокгольма в парке размещена экспозиция работ выдающегося шведского скульптора Карла Миллеса, что позволило создать, посвященный его творчеству, музей под открытым небом.

Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. Отличным материалом для садово-парковых скульптур, устанавливаемых под открытым небом, считаются помимо мрамора и гранита, песчаник, сланец, кварцит и известняк. Они достаточно хорошо переносят морозы и влагу.

слева – Афина. XVIII век. Неизвестный скульптор. Песчаник. Павловский парк, окрестности СПб, Россия
справа – Похищение Европы, скульптор Е.Евграфов. Известняк. СПб, Россия

Вторую группу исходных материалов составляют гипс, цемент, бетон и искусственный камень. Бетон и искусственный в настоящее время активно «завоевывают» рынок. Фактически это почти натуральный камень, только созданный в фабричных условиях и потому в полтора-два раза дешевле. Искусственный камень значительно легче натурального, но его можно при помощи клея прикрепить практически к любой поверхности.

слева – Будда-парк. Бетон. окрестности Вьентьяна, Лаос
справа – статуя Геракла. Искусственный камень (с 2014 г.). Александровский сад, СПб, Россия

Третью группу материалов широко используемых для создания садово-парковых скульптур образуют металлы, не поддающиеся коррозии, например, бронза.

слева – одна из скульптур, парк Вигеланда, Осло, Норвегия
справа – Девушка с кувшином (Молочница), скульптор П. П. Соколов. Екатерининский парк, город Пушкин, окрестности СПб, Россия

Деревянная скульптура любимая многими людьми обладает одним существенным недостатком – ее «век жизни» слишком короток.

слева – Парк деревянных скульптур на темы фэнтези, Австралия
справа – сказочные герои парка Поляна сказок, окрестности Ялты, Крым, Россия – travelask.ru

В последние десятилетия большое распространение, особенно в современной скульптуре, получили новые виды материалов, например из окаменевшей вулканической лавы.

От природных особенностей и способов обработки исходного материала зависит техника работы скульптора.
Мягкие материалы (глина, песок, моделин, снег и т.п.) используются для лепки с помощью стеков и рук.
При этом, например, для создания керамической скульптуры используются особые сорта глины, которая покрывается росписью ил/или цветной глазурью и обжигается в специальных печах.

слева – скамейка Большая волна
справа – Морская звезда на набережной Нетании, от парка Яд-леБаним, Израиль

Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твердое (различные металлы, гипс, бетон, пластики, вода и т.п.), при вливании их в специальную форму превращаются в произведения скульптуры. Для обеспечения процесса перехода из одного состояния в другое необходимо одни исходные материалы предварительно расплавить и затем остудить в формах, другие наоборот после разлива в формы нагреть или «запечь» до твердого состояния (например, полимерная глина), третьи после разлива в формы – заморозить.

Для воспроизведения скульптуры в металле используют также гальванопластику (получение точных копий электрохимическим способом).
В нерасплавленном виде металл обрабатывается посредством ковки, чеканки, сварки и резки.

Твердые вещества (различные породы камня, дерева, льда и пр.) обрабатываются путем рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного выявления как бы скрытой в нем объемной формы.

Скульптурные произведения создаются также за счет последовательного соединения различных, часто разнородных частей на или вокруг единого каркаса, модели – соответственно этот способ получил название моделировка. Например, «зеленая» скульптура.

Что касается двух последних направлений скульптуры: станковой и скульптуры малых форм то, речь о них пойдет значительно позже, при рассмотрении музеев (и их коллекций), расположенных на территории садов и парков.

Следующая публикация будет уже о современной скульптуре, начнем мы со световой скульптуры и далее.

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Виды скульптуры

Подробности Категория: Жанры и разновидности графики и скульптуры Опубликовано 07.12.2015 13:57 Просмотров: 12883

Существует много разновидностей скульптуры по форме, назначению, материалу.

По форме скульптура может быть круглой и рельефом.

Круглую скульптуру можно осматривать с разных сторон, она окружена свободным пространством. Её главные виды: бюст, статуя, скульптурная группа.

Э. Фальконе «Зима» (1771). Мрамор. Эрмитаж (Петербург)

Рельеф

В рельефе фигура (фигуры) отчасти погружены в плоский фон и выступают из него.

Горельеф на фронтоне Адмиралтейства. Скульптор Иван Иванович Теребенев
Существует три вида рельефа:
• барельеф (выпуклая фигура выступает менее, чем на половину);
• горельеф (выпуклая фигура выступает наполовину);
• контррельеф (фигура не выпуклая, а вогнутая)

Барельеф

Барельеф – распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий всех времён, известный с эпохи палеолита: первые барельефы – наскальные изображения. Барельефы также часто помещаются на постаментах памятников, на стелах, мемориальных досках, монетах, медалях.

Скульптор С.Е. Черепанов. Мемориальная доска на доме, в котором прожил последние годы жизни с 1990 по 1998 писатель-фантаст Г. Альтов (Альтшуллер). Установлена 15 октября 2003 г. Петрозаводск

Горельеф

Горельеф – разновидность скульптурного рельефа, когда изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма изображаемых частей. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.

Контррельеф

Контррельеф – углублённый рельеф, получающийся от механического оттиска обычного рельефа в мягком материале (глина, воск) или при снятии с рельефа гипсовой формы. Мог использоваться в качестве печати для получения выпуклого оттиска.

Разновидности скульптуры по предназначению

Монументальная скульптура

Монументальная скульптура связана с архитектурой. Это памятники и монументы, которые создаются для увековечивания памяти известных людей или знаменательных событий. Монументальная скульптура отличается крупными размерами и идейностью. Монументальное искусство получило название от латинского monumentum, от moneo – напоминаю), оно всегда должно быть возвышенным и даже величественным. Произведения монументального искусства должны создаваться в гармонии с архитектурой и пейзажем.

Генри Мур. Скульптура в гавани Рисбах (Цюрих-Зеефельд)
Особое значение монументальное искусство приобретает в периоды глобальных социально-политических преобразований, во времена общественного подъёма, интеллектуального и культурного расцвета, когда творчество призвано выражать наиболее актуальные идеи.

Скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко «Дружине Александра Невского» (1993). Псков
Монумент – очень значительный по размерам памятник. Существуют целые мемориальные комплексы – территории c размещёнными на ней монументальными архитектурными сооружениями: мавзолеями, пантеонами, скульптурными группами, обелисками славы и памятниками, посвящёнными выдающимся событиям из истории страны и народа, её населяющего.
Мемориальный комплекс Хатынь – деревня в Беларуси, уничтоженная 22 марта 1943 г. карательным отрядом как месть за убийство нескольких немецких военнослужащих. 149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны. В 1969 г. на месте, где находилась деревня, был открыт мемориальный комплекс.

Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский (1887-1973). Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Среди трупов односельчан он нашёл своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном Адамом послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

С. Селиханов. Главный памятник в Хатыни
Не менее известны мемориальные комплексы Брестская крепость (Брест), Мамаев Курган (Волгоград), парк Победы (Москва) и др.

Монументально-декоративная скульптура

Она включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура и др.).

Атланты

Атлант – это скульптура мужчины, поддерживающая перекрытия здания, балкона, карниза и т.д. Название этого архитектурного элемента восходит к Древней Греции: А́тласом или Атла́нтом в древнегреческой мифологии назывался могучий титан, держащий на плечах небесный свод. Атлант является символом выносливости и терпения.

Кариатиды

Кариати́да – статуя одетой женщины, которая заменяет собой колонну или пилястру в сооружении. Эти фигуры использовались ещё в архитектуре Древней Греции.

Кариатиды. Афины (Греция)

Кариатиды в качестве пилястры

Фриз (фр. frise) – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, обрамляющей часть архитектурного сооружения.

Скульптурный фриз на одной из подмосковных церквей эпохи ампир

Фронтон

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis – лоб, передняя часть стены) – завершение (обычно треугольное) фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Фронтон здания Греческой национальной ассамблеи в Афинах

Фонтаны

Фонтаны (обычно это гидротехнические сооружения, выполняющие декоративную функцию) часто украшают скульптурами.

Фонтан «Самсон» в Петергофе
«Писающий мальчик» – одна из наиболее известных достопримечательностей Брюсселя. Это миниатюрная бронзовая статуя-фонтан в виде нагого мальчика, писающего в бассейн.

Скульптор – Жером Дюкенуа (1619)
Эту статую неоднократно похищали, а также наряжали в костюмы.

«Писающий мальчик» в форме американских ВВС

Садово-парковая скульптура

Садово-парковая скульптура предназначена для отделки садов и парков. Может иметь декоративный, пропагандистский, обучающий и мемориальный характер.

Скульптура «Амур и Психея». Мастерская Лоренцо Бернини XVII в. Летний сад (Петербург)

Существуют также недолговечные виды скульптур: ледяные, из песка, более долговечные из глины, дерева, а также лепка, высекание, художественное литьё, ковка, чеканка и др.

Ссылка на основную публикацию